Смотрите больше новостей на нашей официальной странице Вконтакте!


 

Запись вебинара "Готовность ребенка к школе" от ГБУСО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Ресурс" "

Готовность к школе

 

        Понятие «готовность к школе» состоит из нескольких компонентов:

  • Морфологическая готовность;
  • Психологическая готовность;
  • Социальная готовность.

 

         Морфологическая готовность – определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка, состоянием его здоровья и биологическим возрастом.

         Это определяют медики. В медицинской карте будущих первоклассников содержатся сведения о соматическом развитии ребенка (вес, рост, пропорции тела и т.д.), но при этом практически не говорится о состоянии нервной системы.

          Психологическая готовность – включает  в себя несколько компонентов:

  • Интеллектуальная готовность;
  • Эмоционально- волевая;
  • Мотивационная готовность.

 

       В состав интеллектуальной готовности входят:

  • словарный запас (ребенок не просто знает много слов, умеет объяснить их значение, но использует их в речи, может подобрать слово-синоним);
  • мировоззрение;
  • специальные умения и навыки (умение  выделять главную задачу, способность   воссоздать образец, способность действовать по инструкции взрослого и т.д.);
  • наглядно-образное и наглядно-действенное мышление («пока не увижу, не подержу в руках – не пойму»).

       Эмоционально- волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить перед собой цель, намечает план действий, умеет самостоятельно принимать решение и прилагает усилия для его реализации (способность поступать не так, как хочется, а так, как нужно.)

       Мотивационная готовность сформирована, когда ребенок  хочет идти в школу, понимает, что он там будет делать, хочет принять новую социальную роль – роль ученика. Школа должна привлекать его не только своими атрибутами – портфелем, учебниками, тетрадями, а еще и возможностью узнать что-то новое, чему-то научиться.

       Социальная готовность состоит в том, что ребенок ориентируется в новой ситуации:

  • Знает меру своих возможностей;
  • Умеет попросить о помощи и оказать ее другому;
  • Может включиться в коллективную деятельность со сверстниками и взрослыми;
  • Умеет сдерживаться;
  • Способен избегать нежелательного общения.

        Как правило, родителей будущих первоклассников волнует множество вопросов: сможет ли их ребенок учиться в школе, достаточно ли он развит, что он должен уметь накануне поступления в школу.

Тест

        С помощью этого теста Вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе. Ответьте на вопросы "ДА" или "НЕТ".

 

  1. Часто ли Ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?
  2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книжки, новое "взрослое" положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?
  3. Вы считаете, что Ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?
  4. Ваш ребенок общителен как с детьми так и со взрослыми?
  5. Вы не уверены в том, что Ваш малыш способен хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?
  6. Ваш ребенок ни минуты не может побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?
  7. Игрушки и личные вещи Вашего ребенка всегда в беспорядке и Вы устали напоминать ему, что нужно их убрать?
  8. Умеет ли Ваш ребенок считать до двадцати и обратно?
  9. Может ли Ваш ребенок сравнивать числа и предметы?
  10. Способен ли Ваш малыш складывать и вычитать в пределах двадцати?
  11. Знает ли он простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)?
  12. Умеет ли ребенок выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?
  13. Может ли Ваш ребенок объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом "обувь" слова "сапоги", "туфли", "ботинки")?
  14. Сможет ли Ваш ребенок придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, "жарко" - "холодно")?
  15. Умеет ли он составлять рассказ по 5-7 картинкам?
  16. Знает ли Ваш малыш буквы и умеет ли он читать по слогам?
  17. Ваш ребенок с трудом и без всякого удовольствия декламирует стихи и рассказывает сказки?
  18. Верно ли, что Ваш(а) сын (дочь) недостаточно уверенно пользуется шариковой ручкой?
  19. Ваш ребенок любит мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?
  20. Ему доставляет удовольствие раскрашивать или рисовать?
  21. Рисунки Вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?
  22. Ваш ребенок без особого труда может собрать разрезанную на несколько частей картинку?
  23. Может ли Ваш ребенок придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу, как связаны слова в образце (например, образец "дерево - ветки", к слову "книга" необходимо назвать слово "страницы")?
  24. Вы считаете, что Ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?

КЛЮЧ

Если на вопросы 1,3,4,5,8,9,10,11,12,13,14,15,16,19, 20, 22, 23 ответили "да", то начислите по 1 баллу за каждый ответ.

Если на вопросы 2, 6, 7, 17, 18, 21, 24 ответили "нет", то начислите еще по 1 баллу за каждый ответ.

Подсчитайте общее количество баллов.

Если оно составляет:

20-24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к школе. Будьте уверены, что ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и к получению новых знаний.

15-19 баллов, Вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут Вам выбрать нужное направление работы с ребенком. Не отчаивайтесь, Ваш малыш почти готов, чтобы идти в школу.

14 и менее баллов, лучшим советом для Вас будет поговорка: "терпение и труд все перетрут". Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Все это поможет ребенку достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.

 

Тревожен ли Ваш ребенок?

(тест для родителей первоклассников)

        Проблема детской тревожности встает остро на момент поступления ребенка в школу. Порой страх преследуют малыша и дальше при обучении. Если Вы хотите узнать, как может проявляться тревожность и насколько она сильна у Вашего ребенка, ответьте на вопросы анкеты.

Суммировав все утвердительные ответы, Вы получите общий балл тревожности.

  1. Ваш ребенок ест всегда с аппетитом?
  2. Он страдает от чрезмерной застенчивости?
  3. Страшные сны не редкость для Вашего ребенка?
  4. Обычно ему трудно сдержаться, чтобы не заплакать?
  5. Вашего ребенка нельзя назвать уверенным в собственных силах?
  6. Он боится браться за какое-либо новое задание?
  7. Ему трудно заснуть?
  8. Ваш малыш часто волнуется?
  9. Вы заметили, что у него проблемы со стулом?
  10. Вас беспокоит его чрезмерная напряженность и скованность?
  11. Сильное волнение Вашего малыша, как правило, сопровождается рвотой, потливостью рук, ознобом или жаром?
  12. Любое ожидание вызывает в нем сильное беспокойство?
  13. Не слишком продолжительная работа утомляет Вашего ребенка?
  14. Ваш ребенок часто жалуется на всевозможные неприятности во взаимоотношениях со сверстниками?
  15. Ему трудно дружить?
  16. Любые трудности пугают его?
  17. Ребенок часто невнимателен и рассеян?
  18. Он не может оставаться один дома?
  19. Ваш малыш боится темноты?
  20. Его рисунки отличаются мрачными тонами и страшными сюжетами?

 

15-20 баллов

Это показатель высокой тревожности. Вам следует обратиться за помощью к детскому психологу, чтобы избежать серьезных проблем в школе и возникновения новых страхов.

14-7 баллов

Говорит о среднем уровне детской тревожности. Не следует игнорировать ее. Постарайтесь помочь Вашему ребенку приобрести уверенность в себе. Не скупитесь на заслуженную похвалу.

1-6 баллов

Свидетельствуют о низком уровне тревожности. Ваш ребенок достаточно устойчив к стрессам, что поможет ему физически и психологически здоровым.

 

Адаптация первоклассников к школе

       Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, компьютером, иногда, занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

       Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

       Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

       Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям. Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, тревожностью. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации. Некоторые первоклассники становятся очень шумными, крикливыми, отвлекаются на уроках, капризничают. Другие становятся очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детей может нарушиться сон, аппетит, иногда поднимается температура, обостряются хронические заболевания. может появиться интерес к игрушкам, играм, к книгам для очень маленьких детей.

       Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. По статистике половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, был ли он психологически готов к школьному обучению, так же это зависит от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития.

       Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

Физиологическая адаптация

       Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:          

  1. Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.           
  2. Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.          
  3. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.          

       Многие родители склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.

Социально-психологическая адаптация

        Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет.          

        Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.          

    Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.           

    В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 7 (6) лет интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.          

    Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении - первый год учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей. Для оптимизации адаптационного периода первоклассников им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.          

    Для  родителей первоклассников особенно важно:

  • помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник). Сформировать «внутреннюю позицию школьника», представляющей собой сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослым на новом уровне. Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного школьного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же сформирует эмоционально-положительного отношение к школе построить режим дня школьника. Составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности.
  • ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь. научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
  • развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий.
  • развивать учебную мотивацию. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а так же мотивов достижения. развивать навыки общения. Навыки общения позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и других участников совместной коллективной деятельности. Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

Признаки успешной адаптации:

           Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

           Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

          Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

          Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

          Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

          Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе.

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников.

  1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали".
  2. Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
  4. Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
  5. Забудьте фразу: "Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
  6. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
  7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка.
  8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов.
  9. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
  10. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!", похвала (даже если не очень получается)- необходима.
  11. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то …"
  12. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
  13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
  14. Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец декабря, первая неделя после зимних каникул, начало марта. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
  15. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
  16. Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы так часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения.

Обобщенный «портрет» первоклассника, не готового к школе

  1. Чрезмерная игривость.
  2. Недостаточная самостоятельность.
  3. Импульсивность, бесконтрольность поведения.
  4. Неумение (стойкое нежелание) общаться со сверстниками.
  5. Трудности в контактах со взрослыми.
  6. Трудности восприятия словесной и другой инструкции.
  7. Низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение («Назови одним словом яблоко, сливу, грушу»), выделить сходства и различия.
  8. Недостаточное развитие тонкокоординированных движений руки (завязывание шнурков, застегивание пуговиц на одежде, манипулирование мелкими предметами).
  9. Задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли).
  10. Недостаточное развитие произвольной памяти (запоминание стихотворений, повтор услышанных слов, предложений).

 

       Оценивая  готовность ребенка к обучению, может выявиться недостаточная сформированность какого-то отдельного компонента. Но это не должно повергнуть родителей в панику. Дело в том, что психика, характер ребенка в этом возрасте только формируются, и развитие может происходить несколько  скачкообразно: ребенок помнит много стихотворений, но вот пересказ услышанной сказки вызывает сложности, отлично собирает пазлы, а со шнурками на ботинках каждый раз «воюет». Проявление некоторой импульсивности, упрямства, вредничества в поведении может объясняться особенностями темперамента, воспитания, образцом поведения взрослых.

       Говоря о школьной готовности ребенка, важно не только установить степень ее сформированности, но и найти причины ее незрелости и стремиться к их устранению.

       Готов ли ребенок к школе, знают по-настоящему только родители. Воспитательница в детском саду вряд ли потеряет сон от того, что шестилетнее дитя плохо умеет обращаться со столовыми приборами или ладить со сверстниками.  И только мамы и папы могут определить, нужно ли «подтянуть» малыша в этих умениях. Правда, детские физиологи и психологи однозначно не советуют форсировать возможности ребенка.

       Важно, чтобы вокруг ребенка были созданы благоприятные условия для развития и обучения, и, конечно же, внимание со стороны родителей к его новым достижениям.

Как подготовить малыша к школе.

Психологи советуют мамам и папам позаниматься с ребенком, прежде чем он отправится первый раз в первый класс.

  1. Выучите с малышом ваш домашний адрес и телефон.
  2. Купите будущему школьнику ранец и научите его собирать и находить в портфеле нужные книжки, тетрадки.
  3. Соберите пенал. Первокласснику не нужны навороченные маркеры и блестящие чудо-карандаши. В пенале должны лежать две простые шариковые синие ручки, два заточенных карандаша, набор из шести цветных карандашей, линейка и ластик.
  4. Покажите ребенку, как точить карандаши безопасной точилкой.
  5. Научите будущего первоклассника писать мелом (можно даже купить маленькую доску и устроить тренировочный урок).
  6. Дети часто боятся или стесняются спросить у строгого учителя разрешения выйти во время урока, так что проговорите с ребёнком этот момент.
  7. Если у вашего ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь решить их до начала учебы.
  8. Составьте расписание и попробуйте прорепетировать школьный день – 25-30 минут за чтением и азбукой, потом перемена 10 минут и следующий урок. Проследите, чтобы ребенок научился выдерживать утомительное сидение за столом.
  9. Поддерживайте вашего будущего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.) Это придаст ему уверенности в себе.
  10. Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу. Если мама и папа зарабатывают деньги на работе, то его работа – ходить в школу и «зарабатывать» хорошие отметки, хорошие знания.
  11. Проверьте, умеет ли ваш ребёнок самостоятельно завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и молнии, умеет ли переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм (у первоклашек уже есть физкультура), складывать аккуратно свои вещи.

 

Что необходимо приготовить  к  началу занятий  ребёнка в школе

 

     Примерный набор канцелярских и других принадлежностей для первоклассника

 

Пенал

Шариковая ручка одноцветная (синяя)

Тетради в узкую линейку и клеточку

Обложки для тетрадей

Простые карандаши

Линейка короткая (15 см)

Резинка

Набор цветных карандашей (6 штук)

Спортивная форма

Сменная обувь

 

 

 

 Примерный перечень принадлежностей для уроков трудового обучения

Пластилин  и доска для лепки

Салфетка для рук

Набор цветной бумаги

Набор картона (белый и цветной)

Альбом

Ножницы

Линейка длинная  (25 см)

Простой карандаш

Мягкая резинка

Клей (клей-карандаш и ПВА)

Папка

 

 

Примерный перечень принадлежностей для уроков изобразительного искусства

Краски (акварельные и гуашь)

Набор цветных восковых мелков

Альбом (толстый)

Кисти (№2,3,5)

Баночка для воды пластмассовая  (непроливашка)

Карандаш простой

Мягкая резинка

Папка